21:19
321

29 июля 2019

Психотерапия
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Психотерапия

РОЛЬ ДОФАМИНА В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ



Исследования показали, что дофамин в мезолимбической системе у животных и людей повышается от вкусной еды, приятных телесных ощущений, секса, и от ассоциированных с ними мыслей.



Соответственно, дофамин там резко падает от голода, холода, боли, неприятных телесных ощущений и ассоциированных с этим мыслей. То есть повышение дофамина в мезолимбике маркирует полезные для выживания и размножения действия, а падение дофамина - маркирует вредные и опасные действия.



Повышение дофамина в мезолимбике вызывает у человека чувство удовольствия, а понижение - чувство неудовольствия, что потом записывается в память, ассоциируется нейронными связями с данным действием, и помогает людям и животным определять надо ли снова делать данное действие в будущем, или надо его избегать. Кроме того, активизация/деактивизация некоторых отделов "системы поощрения" (в частности "вентральная область покрышки") влияет на префронтальную кору головного мозга (мезокортиальный путь), отвечающую за движение и принятие решений, и таким образом влияет на то, будет ли человек выполнять задуманное ранее действие или нет.

Показать полностью…
  • Нравится 1
  • Комментировать 0
  • 1
Пока нет комментариев
Психотерапия

При чём тут сон? Чем эффективнее вы в повседневной жизни, чем чаще вы ложитесь с чувством удовлетворения от выполненных дел, чем меньше тревог у вас вызывает завтрашнее "планов громадьё" - тем лучше спится

  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Психотерапия

ы составляете километровые планы, клянётесь, что всё сделаете, ложиться спать с твёрдым намерением вгрызться в дела вот прямо с утра - и на следующий день тупите до часу, не может заставить себя начать, даже будучи вроде бы выспавшимся и вроде бы при нормальном сомочувствии?



Так было всегда - уже со школы?



Вас это очень раздражает, но вы ничего не в состоянии с собой сделать?



Если ответ положительный, возможно, у вас дофаминовый сбой.

Это ещё один совокупный подарок нам любимым от матери-природы и мачехи-жизни.



Дофамин - медиатор достижений. Он вырабатывается, когда что-то получается.



Вы сделали работу, получили результат, что-то поняли, чего-то достигли. - Молодец! Возьми с полки пирожок! Ну, то есть на тебе твой дофамин, кайфуй.



В норме дофамин - один из мощнейших медиаторов мотивации. Наше стремление что-то делать, выполнять какие-то задачи и даже просто браться за них во многом завязано именно на дофамин.



Причём, надо понимать, что в природе всё построено на стремлении к получению максимума результата при минимуме затрат. Поэтому наши мозги при выполнении любой задачи сканируют ситуацию, оценивают возможности и составляют прогноз: насколько вероятен успех. Если он маловероятен - шевелиться нет смысла. Если очень вероятен, то тут же включаются активирующие системы для работы по достижению.



Сидит, скажем, лев в кустах. И надо бы пожрать. И на горизонте стадо газелей.



Но.



До горизонта степь и в ней ни кустика. Стадо не просто так пасётся, оно мониторит окрестности. При таких вводных его скорее всего засекут ещё на дальних подступах. Соответственно стадо срулит когда лев будет на полпути к нему. Ну и смысла топать нет, нефига зря тратить силы.



А вот если какая-то коза настолько дурная, что пошла гулять и догуляла до ближнего куста - это уже другое дело. Тут мозги переходят в режим "охота", кортизол, адреналин и прочие поднимают активность. Глазоньки засверкали, ушки домиком, лапы напряглись - вперёд, за обедом.



У льва нет того разума, которым оценили бы эту ситуацию мы. Он не прикидывает "ой, далеко". Его поведение строится не на интеллектуальном анализе, а на совокупности случаев из прошлого опыта.



Увидел газель в кустах - прыгнул - поймал. И получил дозу дофамина.



Увидел вдалеке стадо - побежал - обломался. - Не получил дофамина.



В следующий раз мозги уже знают, когда дофамин вероятен, когда нет.



И они не будут активировать соответствующие системы, если вероятность получить свою наркоту стремится к нулю. На кой, спрашивается?





Планировали много дел на свободный день? Не получилось выполнить всё задуманное? - Ну, так вы свой дофамин и не получили. А шли-то вообще-то и за ним тоже.



Не получилось два-три-четыре раза? - Всё, мозги точно знают, что это провальная затея и не активируют вам организм на трудовые подвиги. Ибо - нафиг? Вы сейчас упашетесь, время и силы потратите, профита не получите... ты бы, в-общем, лучше полежал, дорогой.



Дальше начинается триллер Годзилла против Конга. Продвинутая обезьяна опять пытается пересились архаичную рептилию. Чем больше высший примат себя заставляет, тем больше сопротивление. Ведь с точки зрения дофаминовой системы усилие порожнее. Чем больше сопротивление, тем хуже результат, дела накапливаются и переносятся на завтра, напряжение тоже накапливается. Гора дел становится непреодолимой и затмевает эверест. Защитные механизмы (это в другой раз) пытаются эту гору развидеть - вы начинаете всё забывать...



К сожалению, нормальную работу дофаминовой системы многим из нас сбили ещё в детском саду.



Во-первых, у нас вообще не очень принято подкреплять результат, что у детей, что у взрослых, что в школе, что в семье, что на работе. У нас принято использовать критику и негативную стимуляцию. Чем это фигово? Человек с таким мотивировочным паттерном работает не на результат, а на избегание наказания. Результат тут вообще ни при чём. Что бы ты ни делал тебя в лучшем случае - не отлают. Поэтому смысл не втом, чтобы что-то делать и достигать, а в том, чтобы не попадаться на глаза начальству, не высовываться, слиться с ландшафтом. Выполнять можно требуемый минимум. В идеале - откосить, там где можно откосить.



Отсюда страдания на всю страну разных руководителей высокого уровня об неэффективности российской рабочей силы.



Во-вторых, если вы думаете, что за время с развала совка что-то в целом поменялось - так нет. Стало даже хуже.



Возьмём сад. Я регулярно слышу от родителей садовских детишек, что сидели до трёх ночи, делали для ребёнка задание по труду. Родители делали. Угадайте, кто дофамин получил? И будет ли у ребёнка мотивация нормально развиваться.



2-3-4 года - очень важный период именно для формирования мотивационных механизмов. Это именно тот возраст, когда между макакой и ящерицей устанавливаются в этом плане "дипотношения", которые будут иметь значение всю оставшуюся жизнь.



Что я регулярно вижу? Маме некогда, поэтому ребёнок (нормальный шестилетний ребёнок) стоит, пока она его застёгивает. Маме неприкольно, когда маленькое чадо пытается справиться с пылесосом и пылесос отобрали, а чадо послали смотреть мультики, чтобы не мешалось под ногами.



А потом они приходят и говорят - его ничего не заставишь делать! Ему ничего не интересно! Он ничего не хочет!



Хотеть что-то делать тоже надо уметь. Если у ребёнка дофаминового опыта нет (а его всеми силами этого опыта лишали в критически важное время) - он и не знает, что от делания чего-то бывает хорошо. Более того, потом его начинают заставлять делать то, что ему никакого кайфа не приносит с воплями и из-под палки.



Это всё опять же последствия изменившихся условий жизни. Увеличившаяся продолжительность жизни, контроль рождаемости и некоторые другие нюансы позвояют очень сильно "продлить детство", вопреки возможностям.



Между прочим в первобытных обществах где-то с трёх-четырёх лет ребёнок уже не балласт, а пользу приносит - собирает корешочки, таскает всякую мелкую фигню, типа сумочки с теми же корешочками. Да и ладно, что все подряд, мама разберётся, он научится. В четыре - пять эти дети уже за мелочью следят самостоятельно и вполне способны помогать по немудрённому хозяйству. В семь-восемь лет в крестьянских семьях дети вовсю использовались в повседневном труде. И у них вполне получалось и кашу готовить (в печи на минуточку) и избу мести (веником, а не пылесосом). Так что дети куда менее беспомощны, чем это укоренено в нашем повседневном сознании. И когда говорят, что дети несамостоятельны, ничего не умеют - это чаще всего следствие воспитания. Не дети поменялись, поменялся подход к детям.



В школе в ряде случаев дофаминовый баг закрепляется. Тут можно писать много, но давайте не будем, потому что принцип тот же - мотивация строится не на тех медиаторах и механизмах, которые ответственны за мотивацию.



С годами всё это входит в систему и формируется особый тип функционирования. Такие люди вообще малочувствительны к похвале, зачастую не знают, как на неё реагировать, не воспринимают её и не чувствуют от похвалы никакого удовлетворения. Работают только на пинковой тяге. На действия поднять их может только угроза полного и тотального неумолимого абзаца. Знаете таких? У 90% этих людей - просто не простроено нормально функционирование дофаминовых механизмов мотивации. Причём оно искусственно убито и подлежит восстановлению путём несложных манипуляций.



Самое основное, что надо помнить при прокачке дофаминовых систем:



Дофамин выделяется на результат.



Отсюда мораль: любая задача, которую вы перед собой ставите должна быть гарантированно выполнима. У вас должно получиться.



Дела надо планировать так, чтобы они были максимально исполнябельны в заданные сроки. Все дела так спланировать не получится, но форсмажоры-форсмажорами, у нас речь о повседневшине.



Если возвратиться к началу поста и вспомнить историю про список дел и посмотреть на него внимательно, то "Результат" = "Я вотпрямсегодня переделал всё".



Развидьте.



Во-первых, не планируйте себе дел на весь день, даже если он свободен. Оставьте не меньше трети на гарантированный отдых.



Во-вторых, разбейте свой список на отдельные дела. Напишите их на бумажках и постарайтесь переформатировать цель. Каждое дело = результат.



Сделал одно? - Молодец, возьми с полки дофамин!



Тут есть проблемный момент, что далеко не сразу это начинает срабатывать. Когда вы годами в одной колее, то просто так дофамина вам не накапают, его поначалу приходится доить долго и мучительно, как старую корову. Поэтому постарайтесь чтобы у вас было подкрепление за счёт каких-то других медиаторов счастья.



Таким подкреплением может быть перерыв на чашку кофе, кусочек любимого вкусненького, три-четыре минуты движения (при физической активности вырабатывается эндорфин) эмоциональная положительная реакция другого человека (не обязательно, чтобы она была даже особо искренней, можно прийти к кому угодно достаточно адекватному и доверенному и попросить о содействии).

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 1
Пока нет комментариев
Психотерапия

Про планы, дела и дофамин

  • Нравится 1
  • Комментировать 0
  • 1
Пока нет комментариев
Психотерапия
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 1
Пока нет комментариев
Психотерапия

Поездка раздора
Имеем психически нестабильно мужа (использует в качестве шантажа для достижения своей воли, дабы "именем меня всем меня слушаться" попытки суицида)
В этом году моя мама приобрела путевки на море для себя, меня и моих детей. Поездка полностью за счет мамы. Я в декрете, муж недавно менял работу, в отпуск не пустят.
После того, как я супругу огласила, что с детьми еду отдыхать, начался скандал. "Ты на море едешь мужика искать!!!" Конечно, поэтому беру с собой детей и маму. Пластинку заело на одном этом, никаких аргументов не слышит.
Есть причины полагать, что если хлопну дверью и уеду, то этот чудак может и чего и сделать с собой. В предыдущих отношениях у него такое было, там, правда, девушка решила закончить отношения, а этот герой наглотался пилюль. Потом лечение в психушке, смена места жительства, знакомство и брак со мной.
Есть желание солгать, сказать, что еду к маме. Но дети же, они не промолчат.
Но и понимаю, что если сейчас пойду на поводу шантажа, это не выход. Эмоции в кучу... Как выстраивать в даном случае диалог с человеком, имеющим нестабильную психику? Врать?!

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Психотерапия

Казалось бы... Что может быть проще - ведь отличить невроз от психоза для психиатра или психолога не составит особого труда. Но всё вдруг резко меняется, когда обычный человек без специальной подготовки теряется в догадках, строит ужасающие предположения, думает, что у него самые страшные заболевания.

Почему этот вопрос стал актуальным и важным для обычных людей? Ведь всё вроде просто, легко всё определяется, что-то перепутать очень сложно. Но часто встречаются случаи, когда граждане в порыве сильной тревоги идут "сдаваться" в психоневрологические диспансеры, где утверждают, что они "психи". Значит, существует ряд моментов, когда отличить невроз от психоза довольно сложно.

Обратимся к конкретике. Многие из нас знают о контрастных навязчивостях, характерных для сложных неврозов, например, таких как ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Не будем сейчас останавливаться на этиологии этих феноменов, лишь скажем следующее. Контрастные навязчивые мысли имеют довольно неприятные фабулы, связанные с предположениями, что человек может навредить своим близким, совершить какое-то противозаконное деяние, стать виновником страшных катастроф или несчастных случаев. Обычно все эти надуманные навязчивости тесно связываются с паническими атаками, различными сенсорными феноменами, а также твёрдой уверенностью, что наступило "настоящее сумасшествие". Следовательно, человек начинает думать, что у него психотическое состояние (или психоз).

Что сразу надо понять в таких случаях. Для проведения самостоятельной экспертизы, если так можно выразиться, нужно понять несколько простых критериев разделения психозов и неврозов. Первый момент. ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИМПТОМАТИКИ. Соответственно, осознание может быть положительным (всё прекрасно осознаётся, человек понимает, что в его психике появились какие-то новые элементы, страх, тревога и т. д.) и отрицательным. Что это может для нас означать?

Если, например, при констрастных навязчивостях вы отлично осознаёте, что можете сделать что-то "не то", внезапно или случайно кому-то навредить, кого-то ударить, оскорбить и т. д., то у вас ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ вашей симптоматики. Условно говоря, вы понимаете, что психика как-то неправильно реагирует на окружающую действительность. А ХОРОШЕЕ ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННЫХ СИМПТОМОВ - это один из главнейших признаков того, что у вас (скорее всего) невроз.

Теперь внимательно рассмотрим респондента, который болен психотическим расстройством. Первое. ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НИКОГДА НЕ ПРИБУДЕТ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР И НЕ СКАЖЕТ, ЧТО ОН "ПСИХ". Скорее всего такого человека туда госпитализируют принудительно, потому как свои "странности" этот субъект осознавать совершенно не будет. Даже полив цветы кипятком, сварив суп из кирпичей, объявив себя изобретателем вечного двигателя, такой деятель никогда не поймёт, что он совершает какие-то странные вещи. А вот для других это будет очень даже видно (очевидно).

Значит, мы уже можем сделать несколько выводов. ПРИ НЕВРОЗАХ ЧЕЛОВЕК НЕ УТРАЧИВАЕТ КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОИМ СИМПТОМАМ, ХОРОШО ИЛИ ПОСРЕДСТВЕННО ИХ ОСОЗНАЁТ.

А вот ПРИ ПСИХОЗАХ СУБЪЕКТ СОВЕРШЕННО УТРАЧИВАЕТ КРИТИКУ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ ИЛИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСОЗНАЁТ СИПТОМАТИКУ, УВЕРЕН В ТОМ, ЧТО С НИМ ВСЁ НОРМАЛЬНО.

Важным моментом, который также следует замечать, это и реакции окружающих людей. При неврозах окружающие люди могут даже не догадываться о том, что у респондента какие-проблемы. А вот психозе наоборот. Поведение личности начинает удивлять, шокировать; окружающие просто перестают понимать такого субъекта (и его мотивы).

Кстати, о мотивах. Это тоже один из критериев экспертизы, который может нам помочь с определением различных состояний. Он нас подводит к оценкам качественных изменений мышления.

Человек, который держится подальше от иголок, шприцев, ножей, гвоздей и т. д., вполне может быть понят с позиций психологии. Если у личности контрастные навязчивости, значит, она опасается каких-то предметов. Разумно будет предположить, что для такого субъекта будет вполне логично избегать чего-то тревожного или неприятного. Уже есть определённые мотивы.

С точки зрения стороненнего наблюдателя личность с психозом ведёт себя алогично, непонятно, её мотивы не могут быть поняты в рамках нормальных систем координат, оценки окружающей среды или деятельности.

И последний довольно важный критерий. Присутствие БРЕДА. Опять обращаемся к практическому примеру. Человек боится ножей или иголок (навязчивые мысли о нанесении травм другим людям), у него невроз. И хотя некоторые исследователи считают навязчивые состояния полубредовыми, но в любом случае деструктивная логика невроза может быть понята другими людьми (хотя иногда и с трудом).

Во время психозов происходит обратная ситуация. БРЕД - не предусматривает какой-то "выход" на уровень хотя бы слабой осознанности. Здесь чётко прослеживается ещё один "предвестник" психоза - мистическое или магическое мышление. Это известно из различных учебников или лекций по психиатрии, но всем следует знать, что при бредовых состояниях полностью меняется восприятие мира. Человеку даже обычные жизненные ситуации начинают видится в других "тонах" (любое событие воспринимается как "знак", любое действие окружающих трактуется как "примета"). Такая личность начинает думать, что любой взгляд на улице обращён на неё, что все окружающие люди её преследуют, что даже погода и солнечные лучи хотят ей навредить. В центре всего этого мистического или магического восприятия вырисовывается алогичная система преследования, постороннего воздействия, заговора, травли, присутствия инопланетян, попадания в другие миры и т. д.

Значит, ещё одним критерием дифференциации является присутствие МАГИЧЕСКОГО ИЛИ МИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, КОТОРОЕ СОВЕРШЕННО ЛИШАЕТСЯ КРИТИЧЕСКОЙ ИЛИ ЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ. Следует заметить, что при неврозах мистическое мышление может присутствовать, но критика собственного состояния всё равно полностью не исчезает.

Вот такой вот небольшой, но надеюсь полезный для многих экскурс. Цель этого повествования достаточно проста - снижение тревоги у тех лиц, которые думают, что у них присутствует то или иное психотическое состояние. Всем успехов и здоровья.

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 1
Пока нет комментариев
Психотерапия

Как отличить невроз от психоза

  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 1
Пока нет комментариев
Психотерапия

3. Психологическая норма.
Тоже весьма занимательная штука. Иногда люди задают интересные вопросы о норме. Например: "А вот я не люблю своих родителей - это нормально?" или "А вот мне очень важно что обо мне думают люди - это нормально?"...

То есть, здесь не вопрос психиатрии или вопрос адаптации, как при РЛ, а нечто другое.
И ответ на этот вопрос не так прост, как кажется...

Есть психологи, который считают, что "у каждого своя правда, поэтому сами и решайте, что норма, а что не норма".
Есть психологи, которые наоборот, придумывают критерии нормы, и мерят по ней (пример - 16 критериев нормы Нэнси Мак-Вильямс).

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Психотерапия

Бывает ли нормальный характер?
Привет всем)
Я многое пишу о расстройствах личности, и иногда читатели задают вопросы, типа "А вот я, кажется, похож на шизоида/нарцисса/социопата... Мне что, к психотерапевту пора?".

Далее я объясняю, что не всё так просто, что лоботомию делать ещё рано, скорее всего у вас, мой дорогой читатель, всего лишь акцентуация характера.

Потом я подумал, что ещё лучше - написать пост о "норме" и её видах, дабы закрыть этот вопрос.
Итак, приступим.

"Норма" - это неопределённое понятие, и видов это самой "нормы" есть несколько.

О социальной, статистической, правовой и медицинской норме я писать не буду, давайте сразу поговорим о психологии.


1. Норма в психиатрии. Если мы посмотрим, например, на шизофреника в психбольнице, то можем обнаружить, что у него просто целый ворох бредовых убеждений о преследовании, теориях заговора, своей богоизбранности и т.д...
Но. В том же ВКонтактике полно сообществ, где всерьёз пропагандируют идеи о Плоской Земле, вреде прививок, лечение гомеопатией и уринотерапией и т.д...
Почему эти люди не в психушке???

Здесь вот что получается... Чисто теоретически - почти каждый из нас верит в какую-нибудь непонятную/недоказанную/абсурдную идею или идеи.
Люди верят в приметы, ауру, Бога (может он всё таки есть, а?)), переселение душ, вред ГМО и ещё тысячи самых разных по степени неадекватности идей...
Так что же, нам всем пора к психиатру?
Нет, не сегодня (у психиатра выходной, поэтому приходите завтра).

Психиатры принудительно госпитализируют тех людей, у которых степень неадекватности чересчур сильная. Вплоть до того, что человек становится опасен для себя и окружающих.

Если же вы просто считаете, что соседка, тварь такая, следит за вами и хочет вас отравить - это ещё цветочки, и трогать вас никто не станет)
А вот если ваша убеждённость в этом так сильна, что вы уже начинаете представлять опасность для себя или общества - вот тут-то вам и вручат бесплатную путёвку в санаторий им. Кащенко.

2. Нормальный характер и расстройство личности. Ага, вот мы наконец-то добрались до РЛ.
Бывают ли нормальные шизоиды/нарциссы, или у каждого из них именно РЛ и им нужно лечиться?
Здесь вот что получается...
Характер человека - это не какая-то бинарная штука типа "да или нет/чёрное или белое/нормальный или псих".
Характер - это целый спектр состояний, который, для простоты, мы можем показать шкалой от 0 до 100.
0 - максимальное значение нормы, отсутствие расстройства личности, человек максимально адаптирован.
100 - крайнее значение РЛ, самая тяжёлая форма, полная социальная дезадаптация.

А вот где-то посередине этого спектра у нас будет крайнее значение нормы, когда человек вроде бы псих, но вроде и не псих...
Психологи и психиатры называют это "акцентуация характера". То есть, характер (шизоидный/истероидный и т.д.) проявляется ярко, и он заметен, но он не настолько яркий, что человек страдает и его пора лечить.

Таким образом, у нас есть целый спектр состояний между нормой, акцентуацией и РЛ.

Поэтому, даже если вы обнаружили в себе черты того или иного характера - не спешите звонить людям в белых халатах. Скорее всего - у вас всего лишь акцентуация, а не РЛ.

Всегда помните, что главным критерием РЛ является социальная дезадаптация.
Если у вас всё в порядке в сфере взаимоотношений, работе и досуге - значит вы точно нормальный. Если же адаптация нарушена, то есть, какая-то сфера или даже все сферы вашей жизни плохо функционируют, например, вас постоянно выгоняют с работы из-за вашего раздолбайства, или же у вас нет друзей из-за вашего несносного характера - вот это уже повод задуматься.

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-15 из 9999999