Первое изображение Чёрной Дыры – огромный прорыв для человечества

В среду ученые впервые в истории показали изображение сверхмассивной черной дыры. Телескоп Event Horizon опубликовал первые результаты «новаторского» открытия, выведя традиционную физику на новый уровень.

Результаты были представлены одновременно исследователями в Брюсселе, Сантьяго-де-Чили, Тайбэе, Токио и Вашингтоне. «Это крупное открытие предоставляет наглядные доказательства существования черных дыр и расширяет границы современной науки», – говорится в заявлении Европейской комиссии.

Астрофизики показали то, что называется «горизонтом событий», границу на краю черной дыры, в которой гравитационное притяжение настолько сильно, что никакие обычные физические законы не действуют, и ничто не может ее покинуть. Изображение, опубликованное в среду, показывает тень дыры в центре светящейся плазмы.

Врата ада

Глядя на снимок, мы «смотрим на область, которую никогда не видели прежде, на область, которую не могли представить, – сказал Хейно Фальке, профессор физики, астрономии и радиоастрономии в университете Радбуда в Неймегене и председатель Научного совета EHT, – Это похоже на взгляд на врата ада, на конец пространства и времени, на точку невозврата».

Открытие поднимает множество вопросов, в том числе «ряд вопросов в фундаментальной физике, которые еще предстоит решить», сказал Фальке. По его словам, две большие теории, описывающие вселенную – квантовая физика и общая теория относительности – рушатся на краю черных дыр, и теперь «это становится реальной проблемой».

Факт существования черных дыр, одного из самых загадочных объектов в космосе, был общепризнанным, однако о них мало что известно. Черные дыры образуются из остатков большой звезды, которая умирает в результате взрыва сверхновой. По оценкам ученых, в Млечном Пути может быть до миллиарда черных дыр, сообщает НАСА.

На снимках EHT показана черная дыра, расположенная в центре Messier 87, массивной галактики в созвездии Девы. Эта черная дыра находится на расстоянии 55 млн световых лет от Земли, а ее масса в 6,5 млрд раз больше массы Солнца, говорится в заявлении комиссии.

Ученые сообщили, что они наблюдали объект в течение четырех дней, его размер в этот период оставался неизменным, что позволило им измерить контраст между самим кольцом и темной центральной областью. По словам астрофизика Моники Москибродзки из Университета Радбу в Неймегене, изображение также предполагает, что что-то – сама черная дыра либо материя вокруг нее – вращалось по часовой стрелке.

В 2017 году были проведены наблюдения, в которых участвовали восемь телескопов, размещенных по всему земному шару. Они были объединены в сеть с целью создания виртуального телескопа размером с Землю, позволяющего ему «измерять размер областей излучения двух сверхмассивных черных дыр с самыми большими видимыми горизонтами событий», сообщает EHT на своем сайте. Телескопы расположены в разных концах мира: от вулканов на Гавайях до пустыни Атакама в Чили, в Антарктиде и Европе.

Как сообщают исследователи, они надеются, что изображение M87 поможет им проанализировать еще одну черную дыру, известную как Стрелец A*, которая находится в центре Млечного пути. Ее масса примерно в 4,3 млн раз больше массы Солнца и расположена она на расстоянии 25 тыс. световых лет от Земли. Ученые рассказали, что первоначально сосредоточили свои усилия на М87, поскольку эта черная дыра движется в тысячу раз медленнее, чем Стрелец А*, что облегчает захват ее изображения телескопами.

17:11