Чужие грабли

Академия бизнеса и информационных технологий

Чужие грабли

Поиск результатов, поддающихся количественной оценке, – важный элемент госполитики в сфере американского среднего образования. По словам историка образования (а в прошлом сотрудника Министерства образования США) Дианы Равич, власти пришли к согласию о том, что нужны измеряемые результаты и следует видеть, какую отдачу приносят бюджетные средства, вложенные в образование. В госсекторе образцом применения количественных показателей стал закон «Ни одного отстающего ребенка», принятый при президенте Джордже Буше-младшем в 2001 году.

Этот документ, получивший поддержку обеих партий, официально называется «Закон об устранении разрыва в уровне образования с помощью учета, гибкости и свободы выбора с тем, чтобы не было ни одного отстающего ребенка». Он родился в результате десятилетней лоббистской кампании. Ее вела чрезвычайно разнородная коалиция бизнесменов, обеспокоенных качеством рабочей силы, правозащитников, которых волновала разница в успеваемости учеников из разных этнических групп, и реформаторов, видевших недостатки школьного образования и требовавших введения национальных стандартов, тестов и оценок. Считалось, что новый закон устранит пробел в контроле и учете работы учителей и директоров школ, а также создаст стимулы для улучшения результатов школьного образования, если успехи учителей, учащихся и школ будут соответствовать «целевым показателям результативности».

Закон требовал, чтобы штаты проводили тестирование знаний учащихся 3–8-х классов по математике, чтению и естествознанию. Предполагалось, что он выведет всех учащихся на уровень «академической успеваемости» к 2014 году.


После принятия закона прошло уже много ⁠лет, но выгоды от контроля и учета так и не проявились. ⁠Сторонники закона хватаются за любые ⁠признаки улучшения, чтобы доказать его успешность. Однако отметки на ⁠экзаменах ⁠в начальной школе улучшаются очень незначительно и не ⁠быстрее, чем это происходило до принятия закона. Ну а в средней школе результаты еще плачевнее.

Главное последствие закона – повышение внимания к «разрыву в успеваемости», то есть к разнице в успеваемости выходцев из Азии, афроамериканцев, белых и латиноамериканцев. Отметки выходцев из Азии обычно выше отметок белых американцев, успеваемость которых, в свою очередь, лучше, чем у афроамериканцев и латиноамериканцев. Однако относительные успехи этих групп почти не изменились, что следует из ежегодных отчетов Национального центра статистики «Состояние и тенденции успеваемости расовых и этнических групп».

Непредвиденные последствия закона оказались более существенными и наглядно продемонстрировали многие опасности, характерные для зацикленности на количественных показателях. Баллы на стандартизированных экзаменах – это количественные показатели, по которым судят об успехах и неудачах. Они крайне важны для учителей и директоров школ, зарплата которых, да и сама должность, порою зависит от этого показателя результативности. Поэтому неудивительно, что учителя при поддержке директоров перераспределяют учебное время в пользу предметов, по которым проводится тестирование, – английского языка и математики, сокращая время на изучение других предметов, таких как история, обществознание, гуманитарные науки, музыка и физкультура.

При этом обучение математике и английскому сосредоточено на развитии навыков, необходимых для тестирования, а не на получении более глубоких знаний. Ученики в конечном счете просто осваивают стратегию сдачи экзаменов. Как показано в сериале «Прослушка», значительная часть учебного времени уделяется «натаскиванию» на решение тестов, что вряд ли стимулирует интерес у учащихся. Поскольку на уроках английского дети учатся отвечать на вопросы на основе коротких текстов, то заметно хуже справляются с большими произведениями и с развернутыми сочинениями.

Исследования, проведенные в школах Техаса и Флориды, показали, что для повышения среднего уровня успеваемости слабых учеников переводят в разряд инвалидов (не включаемых в группу, по которой проводится оценка). Есть и более вопиющие примеры манипулирования: учителя изменяют ответы учеников, выбрасывают тесты учеников, которые, скорее всего, получат низкий балл (это явление документально подтверждено в Атланте, Чикаго, Кливленде, Далласе, Хьюстоне, Вашингтоне и других городах). Или же мэры и губернаторы, стремящиеся к избранию или переизбранию, снижают сложность тестов или порог их прохождения, чтобы повысить успеваемость и таким образом продемонстрировать успехи в реформировании образования.

Но несмотря на это, Министерство образования при Обаме удвоило объем отчетности и количественных показателей для школ. В 2009 году министерство приняло программу «Гонка за первенство», которая использовала средства, выделяемые по закону «Об оздоровлении американской экономики и реинвестировании в нее». Ее целью стала уже оценка результативности учителей.

В Нью-Йорке масштабный эксперимент с вознаграждением учителей в зависимости от количественных показателей проходил с 2007 по 2009 годы. Изучавший его экономист Роланд Фрайер не обнаружил «никаких доказательств того, что стимулирование учителей повышает успеваемость учащихся, посещаемость или успешность окончания школы… как и доказательств того, что стимулы изменили поведение тех и других». Те же выводы содержатся в исследовании 2011 года от Национального центра по стимулированию эффективности при Университете Вандербилта, а также в ряде более ранних работ.


Из книги Джерри Мюллера «Тирания показателей. Как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти»

08:14
1
RSS